Функциональная грамотность

fgos fg

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень:

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01

Региональный уровень:

Распоряжение Комитета по образованию от 25.10.2023 №1358-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год»

Районный уровень:

Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 30.10.2023 №4297-Р «О утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении администрации Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2023/2024 учебный год»

Школьный уровень:

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ НОШ №689  Невского района, на 2023/2024 учебный год

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ НОШ №689  Невского района, на 2022/2023 учебный год

Письмо отдела образования от 28.10.2022 № 34-1 "Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год"

Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 «О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности»

Приказ "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности в ОУ" находится в канцелярии.

Основные направления функциональной грамотности

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она помогает людям понять роль математики в мире.

Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Креативное мышление – умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления; нестандартно решать проблемы; способность достигать целей; находить выход из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом.

Цель учителя - развить ребёнка.
- развить мышление (из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое)
- развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
- пространственное восприятие
- развить моторную функцию, свособность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- развить коммуникативную способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением
Решая эти задачи, учитель получает в результате функционально развитую личность.

Информационно-методические материалы

Примеры открытых заданий по естественно-научной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA

1. Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
2. Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
3. Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
4. Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
5. Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA

Методическая поддержка формирования и развития функциональной грамотности

1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации». Сайт: Федеральный методический центр (apkpro.ru)

2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Сайт: БАНК ЗАДАНИЙ (resh.edu.ru)

3. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Сайт: Методическая поддержка педагогических работников системы образования Санкт-Петербурга. – СПб АППО